Описание антикварного лота:
АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич. РУССКИЕ ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ.Издательство «Валаам».
Женева, 1872. . 199 стр. 18,0 х 11,5 см. Первое издание.Обложка мягкая, серая, шрифтовая, в два цвета, с орнаментальной окантовкой. Переплет с футляром последующий, роскошный, библиофильский, жесткий, составной (коричневая кожа и бумага «под мрамор»). Корешок с пятью бинтами. Золотое тиснение на корешке: РУССКИЕ ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ и золоченый орнамент. Головка золоченая. Одноцветное красное ляссе.Представленное на торги издание описано в каталоге известнейшего парижского библиофила А. В. Савина (1946-1999): «На титульном листе вымышленные данные: "Место издания Валаам, типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия". На обороте титульного листа отпечатано: "Отпечатано, единственно для археологов и библиофилов, в небольшом количестве экземпляров; из них 10 на цветной бумаге большого формата". Типография установлена по шрифтам, первое оригинальное издание ("Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века", Москва 1971. Том I, стр. 36, позиция № 115). Современный аккуратный полумарокеновый переплет в футляре, цвет светло-коричневый, с тиснениями и украшениями. Старые бумажные обложки сохранены. Исключительно хорошая, безукоризненная сохранность. Редчайший, можно смело сказать музейный экземпляр. В СССР известны только два зарегистрированных экземпляра, один - в Государственной библиотеке имени Ленина в Москве, другой - в Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Интересно, что и по сей день, как в XIX веке содержание этой книги запрещено для печати, она ни разу не переиздавалась в СССР из-за "эротико-порнографического"содержания. На самом деле этот труд является ценным памятником русского народного фольклора. Сборник был впервые переиздан в Париже в 1975 году с оригинала второго издания, которое немного отличается от первого. Общеизвестно, что весь этот материал был собран знаменитым русским фольклористом А. Н. Афанасьевым» (Каталог А. В. Савина в настоящее время находится в библиотеке Университета Северной Каролины, США и цитируется по доступной нам электронной версии: http://www.lib.unc.edu/savine/RBR/ru/index.html).Об истории издания и значении сборника русских заветных сказок пишет Б. А. Успенский: «Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871) по праву называют «русским Гриммом». Действительно, его знаменитое собрание русских народных сказок ближайшим образом напоминает собрание немецких сказок братьев Гримм... Этот классический труд (включающий в себя помимо русских сказок также сказки украинские и белорусские) был впервые опубликован в 1855-1863 гг. и с тех пор неоднократно переиздавался. Вместе с тем целый ряд сказок, собранных Афанасьевым, по цензурным условиям не мог быть опубликован в России; сказки эти составили особый сборник, который первоначально был озаглавлен «Народные русские сказки не для печати». Эти тексты были вывезены за границу и частично опубликованы там — без указания имени составителя — под названием «Русские заветные сказки»; остальные материалы должны были составить продолжение данной книги, однако этот замысел остался нереализованным. Первое издание «Русских заветных сказок» вышло в Женеве в 1872 г., второе стереотипное издание — в 1878 г… Основной корпус сборника Афанасьева составляют сказки непристойного, эротического содержания. Сказки такого рода были очень распространены в русском быту; они до сих пор распространены в крестьянской среде, хотя обычно рассказываются лишь в определенной аудитории и, видимо, в особых ситуациях. Адам Олеарий, немецкий путешественник, посетивший Россию в XVII в., замечает, что русские часто "говорят о разврате, о гнусных пороках, о непристойностях Они рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, считается у них лучшим и приятнейшим в обществе". По свидетельству современного фольклориста, почти в каждой деревне «есть свои мастера, нередко кроме сказки эротической ничего не рассказывающие». Между прочим, эти сказки обычно рассказываются в деревне мальчикам-подросткам (которые сами их при этом, по-видимому, не рассказывают) — ознакомление с такого рода текстами призвано оказать влияние на половое развитие. Вместе с тем наряду с непристойными (эротическими) сказками мы находим в сборнике Афанасьева сказки антиклерикальные, высмеивающие попов… После революции, когда были сняты цензурные ограничения на антиклерикальные тексты, эти сказки были опубликованы в России. Что же касается эротических сказок, то они продолжали оставаться под запретом; в какой-то мере это объясняется особой табуированностью обсценной лексики — табуированностью, специфичной для русской культуры».( Успенский Б. А. «Заветные сказки» А. Н. Афанасьева // Избранные труды: В 2-х тт. Т. 2. М.,1994. С. 129-130.)Издание находится в коллекционной сохранности. Отсутствует у Н.И. Березина. Представляет из себя исключительную библиографическую редкость.См.: Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века. Том I. № 115.- Год продажи лота: 2009
Цены
- Старт:
- $4000
- Прогнозируемая цена:
- $7000 – $11000
- Цена продажи:
- $6000 НДР
- Фото:
- Для просмотра изображения большего размера поверните его в горизонтальное положение
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...
Дождитесь загрузки фото...