Описание антикварного лота:

Икона Богоматерь Отрада или утешение (Ватопедская). Дерево, левкас, смешанная техника, сусальное золочение.

35,5х28,5. Предположительно Греция, Афон, вторая половина XIX - начало ХХ века. Иконография данной иконы происходит от образа, хранящегося на Святой горе Афона в Ватопедском монастыре в Греции. Судя по надписи на обороте, список создан греческими иконописцами, возможно иноками Ватопедского монастыря, а иконная доска изготовлена из южных пород деревьев. Данный иконописный образ сочетает в себе традиции русской православной иконы, идущие от иконописи Византии и Греции, а также - тенденции реалистической живописи, свойственные, прежде всего, для европейской школы изображения святых. Вместо плоскостного изображения ликов Богоматери и Младенца Иисуса, неизвестный автор представляет "полуикону"-"полупортрет", вполне земной женщины и ее ребенка, заимствованный от европейских "Мадонн". Лики, таким образом, превращаются в одухотворенные лица, а живопись строится на тонких переходах от света к тени, что моделирует изображение в объеме, а не обратную перспективу. Драпировки одежд тяжелыми, "реалистичными" складками ниспадают вниз, заменяя собой плоский асист, под ними ощущается объемное изображение тел, что говорит о попытке иконописца передать верную анатомию. "Мафорий" Богоматери, который на Руси обычно изображался темно-бордовым, сочетая в себе смешение двух цветов - красного и синего, символизирующих "земное" и в то же время "небесное" происхождение матери Иисуса, здесь изображен более ярким. Иконописец строит форму яркими, локальными пятнами, придающими торжественность и "красоту" данному образу. Большое внимание иконописец уделяет написанию деталей одежд, любуясь золотым орнаментированным шитьем по краям мафория, а также - жемчугом и драгоценными камнями, украшающими рукава Богоматери. Белый и золотой цвет фона, свойственный для традиционной русской иконы, здесь заменен на небесный нежно-голубой, причем в нижней части композиции он плавно меняется на охристо-темный, цвет земли, что может являться символом того, что небесная заступница спустилась на землю. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Разбойники, решившие ограбить Ватопедский монастырь, высадились в темноте на берег и укрылись в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. Игумен увидел, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников». Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников. С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Иисуса строг. Состояние иконы: кракелюр по всему красочному слою, потертости золочения.
  • Год продажи лота: 2011

Цены

  • Старт:
  • -
  • Прогнозируемая цена:
  • $1000-$1700
  • Цена продажи:
  • $1700
  • Фото:
  • Для просмотра изображения большего размера поверните его в горизонтальное положение
Дождитесь загрузки фото...
процесс загрузки
Дождитесь загрузки фото...
процесс загрузки
Дождитесь загрузки фото...
процесс загрузки