Описание антикварного лота:
Икона Богоматерь Тихвинская с чудесами. Дерево, левкас, темпера. 31Х26см.
Русский Север, середина 18в. Полная утрата полей, потёртости красочного слоя, музейная реставрация: косметические тонировки. Клейма повествуют о событиях 1383г.-1510г., связанных с чудесными обстоятельствами явления и бытования чудотворной иконы. В верхнем ряду рассказывается о первом явлении иконы рыбакам на Ладожском озере и о последующих четырех явлениях в разных местах в окрестностях города Тихвина. Далее проиллюстрировано предание о чудесном перенесении сруба начатой церкви на другой берег реки Тихвинки. Завершается цикл сценами перенесения иконы из сгоревших храмов в новые, вплоть до 1510г., когда был возведён каменый храм. Сюжет клейма 9 имел и самостоятельное хождение под названием "Видение пономарю Юрышу" или "Богоматерь Беседная". Пономарь в чаще леса обнаруживает Богоматерь и Николу Чудотворца; Богоматерь сообщает пономарю о своём желании видеть на храме для новообретённой иконы не железный, а деревяный крест, так как именно на таком был распят Господь. Впоследствие Богоматерь подтвердила свою волю: порывом ветра с кровли храма был сброшен строитель (оставшийся невредимым) , который ввознамерился против воли Богоматери установить-таки железный крест. Существует мнение, что в этом предании отразилась цеховая борьба кузнецов и столяров, в то время имевшая место в Новгороде. Сказание о чудесах Тихвинской иконы, одной из самых известных на Руси, было в древности распространенным чтением. Церковных икон Тихвинской с клеймами чудес известно много, но домашние - редкость: несмотря на общероссийскую популярность, обстоятельства бытования иконы в чистоместном ландшафте могли интересовать, в основном, только местных уроженцев - настолько, чтобы держать образ такого рода среди домовых икон. Помимо того, что икона очень интересна с сюжетной точки зрения (причем сюжеты разворачиваются на русской земле, в подписях под клеймами - топонимы, существующие и по сей день на картах санкт-петербургской области), она необычна по стилю. Почти "авангардистское" решение личного письма - неожиданный результат следования принципам реалистической светотени, провозглашенным светской живописью 18в. Другая деталь, позаимствованная из "большого искусства" - розовые и зелёные "зори", которые, чередуясь на задниках клейм, создают по-фольклорному наивный и вместе с тем приятный для глаза ритм.- Год продажи лота: 2000
Цены
- Старт:
- -
- Прогнозируемая цена:
- -
- Цена продажи:
- -
- Фото:
- Для просмотра изображения большего размера поверните его в горизонтальное положение
Дождитесь загрузки фото...